Новому главе «АвтоВАЗа» пригодится «антикоммунистический» опыт его прошлой компании, пишет WSJ

Global Look Press

Экс-гендиректор «АвтоВАЗа» Бу Андерсонн уволил тысячи человек и перезаключил контракты с поставщиками, уменьшив компанию до нужного размера и сократив расходы — словом, сделал все, что сделал бы любой бизнесмен западной школы для спасения убыточной компании. Но в России такие методы не находят понимания и многих злят, пишет The Wall Street Journal.

В результате недовольство проникло в высшие эшелоны российской политической элиты, и в прошлом месяце Андерссон был уволен, не проработав и два года после того, как Renault (французской компании сейчас принадлежит половина акций «АвтоВАЗа», Nissan — около 17% и «Ростеху» — около 33%) доверил ему свою многомиллионную ставку на российский авторынок.

«Таковы проблемы, с которыми сталкиваются западные инвесторы в России, где государственный капитализм путинского режима часто размывает границы между бизнесом и политикой — комбинация, которая приводит в замешательство огромное число компаний, считавших эту страну многообещающим и большим новым рынком», — отмечают авторы статьи, которую цитирует InoPressa.ru.

Аналитики, опрошенные WSJ, указывают, что российское правительство хочет невозможного: чтобы «АвтоВАЗ» был социальным проектом и конкурентоспособной компанией в современную эпоху.

«Проблемы, с которыми Бу Андерссон столкнулся на «АвтоВАЗе», были огромными: упадочное моральное состояние коллектива, вездесущая коррупция, широко известное плохое качество и советская культура труда. Не говоря уже о воровстве», — пишут авторы. «Люди привыкли нести запчасти, — сказал Сергей Зайцев, представитель профсоюза на заводе-изготовителе. — Сотни машин исчезают».

Как признался Андерссон в интервью прошлой весной: «Это был самый большой беспорядок, который я когда-либо видел за мою карьеру». Через три месяца после его назначения ситуация только усугубилась, так как российская экономика понесла удар: США и Евросоюз начали вводить «крымские санкции» в отношении российских политиков, олигархов и компаний. Затем, после падения цен на нефть, производство и потребление автомобилей в России рухнуло, хотя Renault очень рассчитывал на российский рынок. Несмотря на кризис, Renault и Nissan решили остаться.

Преемником Андерссона на посту главы «АвтоВАЗа» стал Николя Мор, который ранее руководил румынским брендом Renault — Dacia. «Как и «АвтоВАЗ», эта компания уходит своими корнями в коммунистическую эпоху. Renault превратил ее в мощную бюджетную западноевропейскую марку», — говорится в статье.

«Хотя Renault смог найти преемника Андерссону, он, как представляется, столкнется с новыми ограничениями свободы действия», — полагают авторы. «Ростех» должен выбрать высокопоставленное российское лицо, которое будет регулировать отношения «АвтоВАЗа» с региональными и федеральными органами госуправления, а также с профсоюзами.

Между тем глава профсоюза в Тольятти Петр Золотарев выразил мнение, что любой руководитель мало что сможет сделать с основной проблемой компании — слабым спросом. «В таких экономических условиях в России, — сказал он, — кто бы ни пришел, попадет в яму».