RUS UKR ENG




Финансовая деятельность



Финансовая система региона - это взаимосвязанные звенья финансовых отношений: государственный и местные бюджеты, внебюджетные фонды, государственный и коммерческий кредит, страховые и резервные фонды, фондовый рынок, финансы предприятий и организаций различных форм собственности, финансы населения.

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми средствами. В этом звене сосредотачиваются наибольшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более-менее нормальное функционирование других звеньев финансовой системы. Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается.

Луганский городской совет и районные советы в городе Луганске самостоятельно распоряжаются средствами соответствующих местных бюджетов, определяют направления их использования в соответствии с действующим законодательством Украины.

За первое полугодие 2012 года в сводный бюджет Луганска поступило доходов в размере 671,8 миллионов гривен, в том числе: в общий фонд 571,6 млнгрн.., в специальный фонд 100,2 млнгрн.

По некоторым видам налогов за 1 полугодие 2012 года обеспечен значительный рост доходов: по налогу на доходы физических лиц на 44,5 миллионов гривен; по единому налогу на 12,5 миллионов гривен, а также по экологическому налогу - 10,9 миллионов гривен.

За 1 полугодие 2012 года расходы сводного бюджета Луганска составили 708,7 млн. грн., что составляет 50,3% к плану на год. В том числе, расходы общего фонда составили 628,8 млн. грн., специального фонда – 79,9 млн. грн.

Наибольший уровень выполнения годового плана наблюдается по тем отраслям бюджетного финансирования, в которых больший удельный вес занимают защищенные статьи расходов бюджета, а именно: по образованию - 59,3%, по здравоохранению – 49,4%, по культуре – 49,3%, по физкультуре и спорту – 55,5% к плану на год. Из общей суммы расходов общего фонда, использованных непосредственно на содержание учреждений и финансирование мероприятий по сводному бюджету Луганска, наиболее весомыми в структуре бюджета являются расходы на образование 33,3%, здравоохранение 22,4%, культуру 3,4%, жилищно-коммунальное хозяйство 2,9%, транспортное хозяйство 2,2%.

Свою роль в системе местных финансовых институтов играют социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строгое целевое их использование. Источниками формирования внебюджетных фондов являются: специальные налоги и сборы, ассигнования из государственного и местных бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Поступления могут формироваться также от капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (как, например, покупка ценных бумаг, инвестирование и др.).

Согласно действующему законодательству Украины средства  Пенсионного Фонда Украины формируются за счет прежде всего обязательных страховых взносов, которые платят работодатели (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности) и наемные работники; отчислений из государственного и местных бюджетов; сумм, возмещаемых за регрессивными требованиями; сумм финансовых санкций.

Средства Пенсионного фонда направляются на следующие основные цели:

- финансирование выплат государственных пенсий, социальных выплат, которые согласно действующему законодательству Украины осуществляются за счет его средств, в том числе гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу;

-реализация государственных, региональных и городских, районных программ социальной защиты населения.

Страхование является важным элементом финансовой системы. Социальное страхование предусматривает такие важные виды экономической поддержки граждан, как денежные выплаты, компенсации, расходы на лечение, реабилитацию, переподготовку и переквалификацию, а также профилактику. Такое страхование осуществляется одновременно с социальной помощью и социальным обеспечением как важными формами социальной защиты граждан, однако отличается от них источниками формирования финансовых ресурсов, принципами их организации, видами и формами выплат денежных средств.

Основой финансов страхового рынка являются финансы страховых компаний. Страховая компания создает и использует средства страхового фонда на возмещение убытков страховщиков и на финансирование собственных расходов по организации страхового дела, а также осуществляет инвестиционную деятельность, используя часть страхового фонда и собственные средства.

Деятельность страховых компаний, находящихся в Луганске,  нацелена на удовлетворение современных потребностей населения в страховых услугах. Компании в своей ежедневной работе ориентируются на физические лица, малый и средний бизнес. Именно поэтому компании развивают собственную филиальную сеть на всей территории страны. Это дает возможность предложить современные страховые продукты в каждой точке региона по оптимальным ценам.

Ключевую роль в системе местных финансовых институтов играет институт коммунальной формы собственности. В Уставе территориальной общины города Луганска в ст. 20  обозначено, что «материальной и финансовой основой местного самоуправления территориальной общины являются доходы Луганского городского бюджета, остальные средства, движимое и недвижимое имущество, земля, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, доли в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания и иное имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные как объекты права коммунальной собственности территориальной общины города Луганска, а также средства, полученные отих отчуждения».

Органы местного самоуправления, согласно законодательству Украины, могут принимать участие в финансово-кредитных отношениях. Кредитная система охватывает как государственное, так и коммунальное кредитование.

Основой кредитной системы исторически являются банки. В настоящее время в Луганске работают филиалы практически всех банков, которые существуют  в Украине и предоставляют весь комплекс банковских услуг.

Важной составной финансовой базы региона являются финансовые ресурсы предпринимательских структур, которые должны быть направлены на эффективное развитие и содержание его производства и социальной инфраструктуры.

Основными составляющими финансовых ресурсов предприятия являются собственные (уставной фонд, амортизационные отчисления, валовой доход и прибыль) и привлеченные финансы (паевые и другие внесения, финансы, мобилизованные на финансовом рынке)

Финансовый результат субъектов хозяйствования Луганской области от обычной деятельности до налогообложения (кроме малых, сельскохозяйственных предприятий и бюджетных учреждений) за январь-июнь 2012 г. составил 3313,4 млн. грн.

Прибыльными предприятиями, доля которых в общей численности составила 51,4%, получено 946,6 млн. грн. прибыли.

В течение января-июня 2012г. убыточно работало 48,6% предприятий, что на 3,7 п.п. больше, чем в январе-июне 2011г. Этими предприятиями получено 4260,0 млн. грн. убытков, что в 2,4 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Наибольшее количество убыточных предприятий наблюдалось в таких видах экономической деятельности: строительство (61,0% от общего количества предприятий соответствующего вида деятельности), деятельность гостиниц и ресторанов (55,6%), промышленность (54,5%).

Финансовый результат крупных и средних предприятий г.Луганска  до налогообложения (кроме малых, сельскохозяйственных предприятий и бюджетных учреждений) за январь-март 2012 г. был отрицательным и составлял 74,0 млн. грн. (общая сумма прибыли - 264,4 млн. грн., убытков - 338,4 млн. грн.).

Прибыльными предприятиями, доля которых в общей численности составила 57,3%, получено 264,4 млн. грн. прибыли. Основная часть прибыли сформирована в промышленности (83,3%).

В течение января-марта 2012 г. убыточно работало 42,7% предприятий.Наибольшие суммы убытков наблюдались в промышленности (250,8 млн. грн., или 74,1% финансового результата убыточных предприятий). Больше всего убыточных предприятий наблюдалось в таких видах экономической деятельности, как деятельность транспорта и связи (62,5% от общего количества предприятий соответствующего вида деятельности) и строительство (61,1%).

  © ОУНБ им . Горького 1999-2013