Скончался легендарный клоун Олег Попов — солнце цирковой сцены

Лeгeндaрный клoун Oлeг Пoпoв, скoнчaвшийся в срeду в гoстиницe Рoстoвa-нa-Дoну, ни нa чтo нe жaлoвaлся. Oн прoстo смoтрeл тeлeвизoр, a пoтoм врaчи кoнстaтирoвaли смeрть oт oстaнoвки сeрдцa. Oн успeл прoвeсти лишь двa прeдстaвлeния из 15 в гoрoдскoм циркe, сooбщил дирeктoр рoстoвскoгo циркa Дмитрий Рeзничeнкo, кoтoрoгo цитируeт РИA Нoвoсти. 

«Прeдстaвлeния рaсписaны всe, oни сoстoятся, труппa из 50 чeлoвeк будeт выступaть тeпeрь ужe в пaмять Oлeгa Попова, два представления прошло, еще 13 представлений осталось, они будут проходить до 20 ноября», — пояснил Резниченко.

Олег Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области, но почти сразу после появления на свет стал москвичом: семейству Поповых дали комнату в коммунальной квартире. Его отец работал на часовом заводе, а мама занималась ретушированием фотографий. В самом начале войны в семье случилась трагедия — отец пропал, а перед юным Олегом, единственным ребенком и защитником мамы, встала задача обеспечивать существование.

Случайные заработки (11-летний Олег Попов продавал мыло на рынке) и новые знакомства привели его прямо на арену цирка.

«Это произошло в 1944 году, еще во время войны. Я начал работать слесарем в газете «Правда», где ремонтировал плоскопечатные машины, а рядом находилась цирковая школа. Я же в свободное время занимался акробатикой в спортивном обществе «Крылья Советов», оно тоже располагалось недалеко от моего дома. Туда приходили студенты из циркового училища, я с ними познакомился, после чего меня стали приглашать туда на репетиции. Мне там очень понравилось, и я, не говоря никому ни слова, поступил в цирковое училище. Даже моя мама узнала об этом год спустя», — вспоминал Олег Попов в одном из интервью. 

Он начал выступать в разных цирках, училище окончил в 1950 году по специальности эксцентрик на проволоке; год спустя талантливого артиста отметили на Московском молодежном фестивале. Тогда же на него обратил внимание известный клоун Карандаш (Михаил Румянцев), который пригласил Попова работать в своей труппе. Представившуюся возможность юноша использовал на все сто — он показывал не только сольный номер, но и всячески помогал Карандашу, «вертелся вокруг него, смотрел, как Михаил Николаевич репетирует и работает». Очень помогли Попову и слесарные умения, благодаря которым он всегда самостоятельно изготавливал реквизит.

Позже Олег Попов признавался, что огромное влияние на всю его судьбу оказали те самые встречи со студентами циркового училища.

«Это был поворот судьбы. А все, что потом – это не повороты. Это так… поворотики», — говорил он.

В карьере Олега Попова было много судьбоносных эпизодов. Один из них случился на гастролях в Саратове. Директор местного цирка попросил молодого артиста заменить на неделю клоуна Боровикова, который накануне сломал ребро во время неудачного выступления. Так семь дней затянулись на целую жизнь.

«У меня не было никакого реквизита, не говоря уже о костюмах и гриме. На следующий день мы поехали в больницу к Боровикову, директор представил меня и сказал, что этот паренек сможет нас выручить и неделю отработать клоуном, но у него ничего нет. Тогда Боровиков вручил мне ключ от гардеробной и разрешил взять все, что мне необходимо для выступлений, и за это я ему всю жизнь благодарен. Вот и по сей день нахожусь на подмене», — смеялся Попов.

Именно тогда он впервые примерил образ неунывающего паренька. Несмотря на дурашливый настрой своего героя, Попов не переставал размышлять над его внутренним содержанием, сравнивая его то с Иванушкой-дурачком, то с Чарли Чаплином. В первом амплуа клоун выступал около пяти лет, пока не нашел кепку на съемках фильма «Арена смелых». 

«Она валялась где-то в костюмерной, и я решил примерить ее. Так поменял головной убор. После этого появился пиджачок из черного бархата. А теперь, я считаю, что моя кепка – это уже торговый знак. Меня узнают по ней. А еще важнее случай, когда я увидел фото с тенью Чаплина, и понял: если по тени узнают артиста, то это высший класс. Присмотрелся, какая тень у меня», — рассказывал Попов.

Кстати, клоуну повезло увидеть не только тень Чаплина: на гастролях в Италии комики встретились лично и прекрасно поняли друг друга, несмотря на незнание языка.

В середине 1950-х новоиспеченный клоун отправляется на европейские гастроли в составе Государственного цирка по Бельгии, Франции и Великобритании. Однажды после лондонского выступления в прессе появилась рецензия, автор которой, говоря о Попове, написал «в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей». Так артиста стали называть «Солнечным клоуном».

Олег Попов покинул родную страну накануне распада СССР, поскольку не сумел смириться с крошечной пенсией, назначенной ему государством. Он переехал жить в Германию, при этом сохранив российское гражданство, и продолжал выступать в цирке.

«Меня там прозвали счастливый Ганс. Немцы хорошо разбираются в цирке и любят его. Там нет таких цирков, как здесь, в Москве и Санкт-Петербурге, но есть около сотни шапито», — рассказывал он.

Попов посетил Россию спустя много лет, чтобы отпраздновать свой 85-й юбилей на той земле, где началась его карьера. Солнечный клоун выступил на арене сочинского цирка, порадовав зрителей Международной профессиональной цирковой премии «Мастер», а в нынешнем году отправился на гастроли по России с новой программой «Пусть всегда будет солнце». 

За свою долгую профессиональную жизнь Олег Попов собрал множество престижных наград. Он являлся Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие его репризы, например «Сон на проволоке» и «Луч», вошли в классику мирового цирка. Но главной наградой для него всегда оставались аплодисменты зрителей за тот труд, к которому он относился с бесконечной любовью.

«Это дар любви. Когда ты любишь свою профессию, какая бы она ни была, — от дворника до космонавта, — любишь — у тебя всегда будет успех. Это же ты не себя любишь. Я — артист и обязан уважать своего зрителя, какой бы он ни был. Я это делаю. И мне это нетрудно. Я живу этим. И после разговора иду в мастерскую и буду снова там что-то делать, так время и проходит», — признавался Попов.

Родственники Попова должны решить, куда будет отправлено тело артиста.

Росгосцирк сообщил, что переговоры о времени и месте похорон Олега Попова ведутся с его дочерью в Германии.

Запашный напомнил, что Попов был гражданином России, и предложил его продюсеру организовать прощание в Большом московском цирке. Супруга артиста была не в состоянии разговаривать, пояснил директор цирка.

Образ солнечного клоуна Олега Попова сопровождал не одно поколение людей, и светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах, говорится в соболезновании Российской государственной цирковой компании.

«Светлый образ солнечного клоуна сопровождал по жизни не одно поколение людей, дарил им тепло и радость… Светлая память об этом замечательном человеке и несравненном мастере манежа навсегда сохранится в наших сердцах», — говорится в сообщении.

«Уникальный стиль его незабываемых выступлений полюбился миллионам детей и их родителям в нашей стране, принес ему международную известность, а его яркие, запоминающиеся репризы по праву стали эталоном профессионализма для многих начинающих артистов… Щедрый, многогранный талант и преданность делу снискали Олегу Константиновичу заслуженное профессиональное признание и искреннюю любовь благодарных зрителей, которая будет наполнять их сердца еще долгие и долгие годы», — пишет цирковая компания.

Коллектив и руководство Росгосцирка выразили глубокие соболезнования родным и близким Олега Попова.

Министр культуры России Владимир Мединский назвал Олега Попова большим любимцем публики и одним из самых узнаваемых артистов страны.

«Его выступления дарили радость и добро многим поколениям наших соотечественников, взрослым и детям, всем нам. Человек непростой судьбы, с раннего детства Олег Константинович счёл призванием своей жизни улыбки и смех окружающих», — говорится в телеграмме министра.

«Ему удалось создать неповторимый образ эксцентричного клоуна, способного одним своим появлением излучать свет и делать праздник из каждого представления», — добавил Мединский.